Синкансэн

Погрузимся в историю возникновения японского чуда

435

Синкансэн, известный также как «поезд-пуля» (bullet train — англ.язык), является иконой японского дизайна и технологий. С момента своего запуска осенью 1964 года — всего за десять дней до открытия Олимпийских игр в Токио — программа Синкансэн изменила японскую экономику, железнодорожные технологии и путешествия как в Японии, так и за рубежом.

Большие амбиции

Строительство новой высокоскоростной железной дороги, известной как Синкансэн («Новая магистраль»), началось в Японии в апреле 1959 года на 515 км отрезке пути между Токио и Осака. План состоял в том, чтобы внедрить электрифицированные поезда, которые могли бы развивать скорость до 210 км/ч на выделенной колее, соответствующей американским и европейским стандартам, без железнодорожных переездов — концепция, которая впоследствии распространилась на высокоскоростные железные дороги в других странах. Безопасность дополнительно обеспечивалась за счет новаторской системы автоматического управления поездом (ATC), которая автоматически активирует тормоза, если поезд превышает разрешенную скорость. Цель состояла в том, чтобы завершить этот выдающийся подвиг гражданского строительства и технологий всего за пять лет, чтобы представить миру Синкансэн во время Олимпийских игр 1964 года в Токио. Коллектив объединился вокруг лозунга «Успеть к Олимпиаде».

синкансэн

Икона рождается

Первый коммерческий поезд Синкансэн — «Серия 0» Хикари — выехал со станции Токио, платформа 19, 1 октября 1964 года, став не только самым быстрым и самым передовым поездом в мире, но и самым ярким событием. Обтекаемый нос поезда в форме пули мгновенно стал иконой дизайна, а сочетание цвета слоновой кости и синего цвета, никогда ранее не использовавшееся в японских поездах, служило визуальным индикатором присущих ему функций безопасности.

«Большинство японских экспрессов в то время использовали красный цвет, но поскольку у Синкансэн не было железнодорожных переездов и не было риска аварии, им не нужно было использовать предупреждающие цвета, такие как красный и желтый», — объясняет Уэно Наоюки, генеральный директор лондонского офиса Центральной японской железнодорожной компании (JR Central). Кроме того, поскольку Синкансэн полагался на электрические, а не на фрикционные тормоза, не было шанса испортить цвет слоновой кости железным порошком с тормозных колодок.

синкансэн

Легендарное путешествие

Следуя Токайдо — историческому оживленному тракту между Эдо и Киото — маршрут Токайдо Синкансэн был проложен аналогично, но на приподнятых стальных и бетонных виадуках и через новые туннели. На протяжении всего маршрута пассажиры могли увидеть великолепные достопримечательности, которыми путешественники могут любоваться и по сей день: береговая линия между Одавара и Атами, чайные плантации Сидзуока и пятиэтажная пагода буддийского храма То-дзи в Киото. Изображения этого футуристического поезда на фоне изюминки путешествия — заснеженной горы Фудзи — очаровали целое поколение.

«Мои родители использовали Синкансэн в медовый месяц в 1969 году, и я помню, как путешествовал на нем во время школьной поездки в Киото в возрасте 12 лет, — вспоминает Уэно, который стал машинистом Синкансэн в 1996 году. — Я горд своей профессией. Маршрут Токайдо всегда был самым важным и загруженным в Японии; Я чувствовал, что мы несем ответственность за самую важную артерию Японии».

синкансэн

Потребность в скорости

Первый сверхскоростной поезд «Серии 0» Hikari преодолел 515-километровое расстояние между Токио и Осака всего за 4 часа, превысив предыдущее время в пути, составлявшее 6 часов 30 минут, трансформировав внутренние перевозки и обеспечив экономический рост в последовавшее десятилетие. Nozomi серии N700S 2020 года преодолевает это расстояние за 2 часа 22 минуты, а сеть Синкансэн выросла до более чем 2997 км по всей стране. Проект Синкансэн стал пионером в области новых технологий, которые позволили его поездам развивать невообразимую ранее скорость в комфорте и спокойствии. К ним относятся модернизированные портальные пантографы (держат электрические кабели), которые сводят к минимуму шум, и рельсы, сваренные на длинных участках в сотни метров для снижения вибрации. Поезд, рассчитанный на скорость, был оснащен смещенным центром тяжести. Все составные части были сделаны в Японии, что побудило Токайдо Синкансэн быть объявленным «продуктом мудрости и усилий японского народа».

синкансэн

Инновации, инновации, инновации

Последующие поезда произошли от «Серии 0», причем одним из наиболее значительных достижений стал переход «Серии 300» 1992 года со стальной рамы на раму из алюминиевых сплавов, полученных методом экструзии. Это уменьшило вес и уровень шума, а также увеличило скорость до 270 км/ч. Вагоны были герметизированы для комфорта, и была установлена ​​​​система наклона кузова состава, сглаживающая многочисленные изгибы линии Токайдо.

Каждая новая итерация сопровождалась корректировками носового обтекателя, в основном для уменьшения нарастания микроволн воздушного давления, а не для скорости или эстетики. Затем знакомая всем культовая форма пули превратилась в «утконоса», а совсем недавно — в более острую носовую часть «Серии N700S» 2020 года. Эта конструкция значительно уменьшила проблему микроволн атмосферного давления, от которых сотрясались окна в домах местных жителей, когда поезда въезжали в туннели. «Серия N700S» — это первый высокоскоростной поезд, оснащенный аккумуляторной силовой установкой с аккумулятором большой емкости, который может поддерживать его работу в случае чрезвычайной ситуации.

синкансэн

Сеть распространяется

Технологические инновации также решают проблемы, характерные для отдельных маршрутов Синкансэн, которые теперь пересекают страну от Хоккайдо до Кюсю. Так Как Токайдо Синкансэн проходит через густонаселенные районы, где действуют строгие нормы допустимого уровня шума, JR Central продолжает разрабатывать более легкие поезда, производящие меньше шума. Более легкие поезда также потребляют меньше энергии, и поэтому это развитие согласуется с необходимостью «зеленых» инноваций. «Серия N700S», в которой используются энергоэффективные полупроводники в системе привода и ориентированные на светодиодные фары, потребляет менее половины энергии по сравнению с оригинальной «Серией 0», а также одну восьмую часть энергии и одну двенадцатую часть выбросов CO2 от уровня при авиаперелетах. Алюминиевые сплавы из выведенных из эксплуатации поездов перерабатываются в детали интерьера, такие как багажные полки, для нового подвижного состава.

карта синкансэн

Будущее в процессе создания

«Люди во всем мире признают Синкансэн пионером высокоскоростных железных дорог, — говорит Уэно, — но в то же время нам необходимо и дальше совершенствовать Синкансэн, чтобы мы могли поддерживать доверие и оправдывать ожидания людей во всем мире. ».

Имея это в виду, следующим долгожданным проектом является система maglev (магнитная левитация), разрабатываемая JR Central, которая, как ожидается, начнет работу в 2027 году. Технология разрабатывалась еще в 1962 году, а в испытаниях на обозначенной линии поезда достигают скорости 500 км/ч . Тюо Синкансэн соединит Токио с четвертым по величине городом Японии, Нагоей, который находится в 286 км от него, всего за 40 минут, благодаря чему его 2,3 миллиона жителей впервые смогут добраться на поезде из столицы.

Наследие первого сверхскоростного пассажирского экспресса 1964 года живет в последних инновациях в железнодорожном транспорте для новой системы. «Это определенно изменит нашу жизнь», — заключает Уэно. «Это поднимет экономику Японии и сделает нашу жизнь более удобной и комфортной».

маглев

Более подробно об устройстве синкансенов и других японских поездов вы можете узнать лично, посетив ЖД музеи в Японии. Поверьте, в проекте синкансен столько нюансов и доработок, что вы проникнетесь любовью и уважением к труду жителей Японии, создавших это чудо.

Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.