Иконический брендинг разрушает коммуникативные барьеры: креативный директор Сато Касива

0 453

Открыв агентство «САМУРАЙ» в 2000 году, Сато Касива осуществляет общее руководство стратегией брендов, добившись успеха во многих областях. Среди главных клиентов, обращавшихся к нему, – представители самых различных направлений: Новый государственный музей изобразительных искусств, компании «Юникло», «Сэбун Ирэбун», «Хонда», «Янмар», «NTT-Докомо», «Имабари Таору», Музей лапши быстрого приготовления, детский сад «Фудзи-ётиэн», Реабилитационный центр Тисато, Университет Мэйдзи-гакуин, актер театра Кабуки Накамура Сикан VIII и др. Проделанная работа также разнообразна: разработка логотипов, пиктограмм, дизайн продукции, рекламные компании, брендинг, выполнение функций архитектурного директора.

В мире, переполненном информацией, где происходит ускорение полилингвизма, Сато придает большое значение «мгновенному прочтению», при котором сообщение (месседж) улавливается одним взглядом. Для достижения подобной задачи эффективной является методология дизайна, называемая «иконическим брендингом» (ICONIC BRANDING). Она подразумевает подход, при котором всё – логотипы, продукцию, пространство – рассматривают как «иконы бренда», и с помощью силы «параязыка» разрушают коммуникативные барьеры. Обратившись к нескольким реализованным Сато проектам, мы попытаемся понять, что такое «икона бренда» в его понимании.

Образ «Первые в Японии» («Юникло»)

«Юникло». Одна из «икон брендов», обладающих мировой известностью, которыми занимался Сато. Его первый проект с «Юникло» – это работа креативным директором во флагманском магазине «Юникло» в Нью-Йорке, открывшимся в ноябре 2006 года. C этого началась стратегия «Юникло» как мирового бренда, которая затем продолжилась в Лондоне, Париже и Шанхае. Сато разработал оригинальный шрифт Юникло, состоявший из знаков азбуки катакана и букв алфавита, тем самым полностью изменив логотип бренда.

В преддверии открытия флагманского магазина «Юникло» улицы Нью-Йорка пестрели афишами с новым логотипом, который разработал Сато

Сато Касива: Это было время, когда GAP, H&M и другие компании, занимающиеся одеждой, стали быстро выходить на глобальные рынки. При этом для «Юникло», которая придерживалась политики «одежда – это детали, из которых собирается образ», возникла необходимость в ключевой фразе: «первые в Японии». Моя интуиция подсказывала мне: визуальная основа – в катакане. Механическое, поп-культурное японское «сейчас» как полюс к «спокойным и изящным японским традициям». Я стремился к «утонченному чувству дискомфорта», когда и японцы, и иностранцы, увидев логотип, зададутся вопросом: «А? Что это?». Этот расчет удачно сработал на улицах за рубежом, что придало мне уверенности. Образ «первые в Японии» можно контролировать такими знаками, как шрифт или цвет. Я получил опыт, который дал мне понимание гигантской силы «иконы».

Брендинг пространства (детский сад «Фудзи-ётиэн»)

Работа креативного директора не ограничивается разработкой стратегии компании. В детском саду «Фудзи-ётиэн» (город Татикава) я превратил само пространство детского сада в объект брендинга. Передо мной стояла физическая задача – необходимо было что-то сделать с обветшавшим старым зданием детского сада, и, кроме этого, существовал социальный фон: Япония входила в эпоху сокращения рождаемости, находить воспитанников становилось сложнее.

Сато Касива: Моя работа – это решение задач. Я изо всех сил пытаюсь найти, в чем суть задачи. Я много ходил по детскому саду и смотрел, в результате чего заметил: для такого пространства, как детский сад, важны игровые площадки и игрушки. На территории сада «Фудзи-ётиэн» росла шикарная дзельква, а на ее ветвях построили домик. Я залез на дерево, и мне очень понравилось. Именно там я придумал концепцию: «детский сад = игровая площадка». Место, где просто интересно побегать, пространство, куда дети захотят приходить каждый день. Мы реализовали эту концепцию совместно с архитекторами Тэдзука Такахару и Тэдзука Юи, и получился детский сад в форме круга.

На преобразившийся под руководством Сато Касива обновленный детский сад «Фудзи-ётиэн» обрушился шквал заявок, он получил Гран При как образовательное учреждение мира по версии ОЭСР.

Сато Касива: Я думаю, миру стала понятна четкость и ясность моей концепции. Архитектура также становится «иконой». Я развил эту идею.

 

 

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.